|
"Молчи в тряпочку"
("Keeping Mum")
Жанр: "чёрная" комедия Режиссёр: Ниэлл
Джонсон Композитор: Джон Хинчклифф В ролях: Роуэн Аткинсон, Мэгги Смит,
Кристин Скотт Томас, Патрик Суэйзи Продолжительность: 1 час 43 минуты Кажется, давненько – со времён "Ladykillers"
(Замочить старушку") с Томом Хэнксом – мы не видели чисто чёрных комедий, в
которых смерть обыгрывается с иронией и ни в коем случае с трагизмом. Умер,
допустим, Джон – улыбка, смех и веселье. Умерла Дженни – зрители радуются и
хохочут от красиво обыгранного эпизода и неожиданной реакции персонажей. Добрая
(о, какая ирония!) "чёрная" комедия никогда не получится без должной актёрской
труппы, неглупого режиссёра со вкусом, иронической музыки и достойного сюжета –
здесь этого добра (снова ирония!) хватает. Вот и выходит простая, но крепко
держащаяся на добротном уровне комедия. 
Предыстория: 43 года тому назад Розмари Джонс,
будучи беременной, убила мужа и его любовницу, расчленила тела и упаковала их в
старый здоровенный чемодан. Сейчас Рози нанимается домработницей в семью своей
дочери. Пряником, лопатой и кухонным ножом Рози налаживает жизнь дочки -
Глории. Может, в фильме и не столь очевидно, что Розмари (теперь она прячется под именем Грейс Хокинс) – мама Глории Гудфеллоу, поэтому самым недогадливым советую взять англо-русский словарик, обратить внимание на оригинальное название и перевести его. Получится что-то вроде "Спрячем мамочку". Так что никаких секретов я не раскрываю. В "чёрных" комедиях, вообще, сюжет известен заранее – смерть преподносится, как повод улыбнуться и рассмеяться. Априорно известно кто убийца, а кто – потенциальная жертва, в противном случае фильму грозит смена жанра с комедии на детектив. Интерес таких картин построен на том, как лишится жизни следующий персонаж и какие шутки произнесут по этому поводу. В картине нет даже намёка на грусть – сарказм, ирония, стёб и труп, снова труп, ещё раз труп и опять труп. Всё под лёгкую "ангельскую" мелодию. Классно смотрится – честное слово. Вернёмся к сюжету. Все события происходят в крохотной английской деревушке, где живёт семейство Гудфеллоу: местный пастор Уолтер, Глория и их дети – Холли и Пити. У каждого свои проблемы, что в итоге создаёт непонимание внутри семьи, пока не появляется бабушка-"божий одуванчик" Грейс. Все неприятности начинают исчезать сами собой, благодаря умело орудующей добрым точным словом и тяжёлыми подручными предметами бабушке. В общем, несколько трупов и дело в шляпе. Все счастливы. Вот, например, характерный, весьма забавный с моей точки зрения эпизод: Пити (школьник, помыкаемый одноклассниками) радуется. Махая руками, он весело кричит: "Билли умер! Билли умер!" Билли – парнишка из тех, кто обижал Пити. Грейс поддерживает веселье мальчика (это она устроила небольшую аварию для Билли) – они вместе улыбаются, прыгают и Пити продолжает радостно вопить. Глория, услыхав и увидев это, спрашивает Грейс: "Он и вправду умер?!" Мило и безобидно улыбаясь, Грейс счастливым голосом отвечает: "Кажется, он всего лишь потерял сознание. Но вы не говорите об этом Пити – он так рад!". 
Согласно жанру погибать должны исключительно,
пардон, "гады", то есть неприятные мерзопакостные персонажи. Притом они не
должны быть злыми – они должны быть надоедливыми и вызывать раздражение. Так и
есть, ничего кроме этого. Как нам известно из повседневности, наиболее раздражающими нас субъектами являются ворчливые старухи, неугомонные псы, упрямые дедульки, навязчивые личности и наглые выскочки. Заранее обрадую вас - помрут они все! И хоть бы кто прольёт по ним слезу или чьё-то сердце содрогнётся от самого факта убийства, скажем, бабушки из цветочного комитета? Хо-хо! Только у психически неустойчивых натур и лиц с радикально пуританским воспитанием. А мы будем смеяться! Конечно, просматривая титры, лицезря афишу, вы
просто не сможете не обратить внимания на по-доброму глуповатое лицо со смешным
длинным носом и фамилию Роуэн Аткинсон. "Это же тот самый Мистер Бин с его
беспредельно детским и идиотским поведением!" – воскликнете вы. Да, да, да. Он
самый. Великолепный всемирно комик Роуэн Аткинсон собственной персоной. Зрители
уже должны привыкнуть к киношному амплуа актёра, носящую лишь бледную тень Бина.
В большом кино он совершенно иной, нет никаких нелепых ужимок и инфантилизма –
герой, как герой. Забавно, что Аткинсон играет ни кого-нибудь, а священника. Нельзя не отметить красивую изящную игру старушки Розмари Джонс. Вот уж не знаю, какая у этой актрисы фамилия – это и неважно вовсе – могу лишь сообщить, что эьа актриса запомнилась многим миллионам зрителей в фильмах с Гарри Поттером. Несколько неожиданную роль играет Патрик Суэйзи – неувядающего американца-жиголо. Патрик вновь, хоть роль и небольшая, продемонстрировал широту своего таланта. Это, конечно, не "На гребне волны", но и так хорошо. Может, оценивая жанр сарказма и шуток над
трупами и убийствами в глобальном масштабе, кто-то сочтёт его пагубным и
разлагающим для личности. Может, даже он окажется прав. Но! Живя в этом
страшном, бесконечно противоречивом и жестоком мире, я с уверенностью говорю
"ДА" подобному жанру. И пусть люди учатся не только воспринимать смерть лицом к
лицу, но и уметь смеяться над ней. Уметь шутить, когда кто-то отдал концы. Суметь улыбнуться, когда чахлая старушка протянула ноги на тот свет. Пошутить, когда старющему как грехи божьи деду из соседнего подъезда пришла повестка от архангела с просьбой о немедленной явке. А это, и меня в этом никто не разубедит, ПРЕКРАСНОЕ УМЕНИЕ! Не согласен? Тогда молчи в тряпочку! А мы посмеёмся. 
|
|