|
«Кочевник» («Nomad») Казахфильм, 2006
Режиссер: Сергей Бодров, Иван Пассер, Талгат Теменев Сценарий: Рустам Ибрагимбеков Продюсер: Рэм Бергман Оператор: Дэн Лостсен, Уели Стайгер Композитор: Карло Силиотто Жанр: драма Продолжительность: 1 час 50 мин. В главных ролях: Ашир Чокубаев, Жанас Искаков, Алмахан Кенжебекова и др. Детище казахского кинематографа и российской режиссуры, освещенное блеском голливудских звезд, благодаря щедрости господина Нурсултана Абишевича должно было показать всему миру мощь и славу былую великого казахского народа. 
Монументальность фильма накладывает отпечаток, а потому возникает желание писать также величественно, витиевато и непонятно. Однако будем проще. Представьте, что вы смотрите захватывающий, напряженный фильм. Такой, что забываете о пиве или попкорне, о времени…, вообще обо всем забываете. Так вот, «Кочевник» не такой. Этот фильм - качественно выполненное партийное задание. Политически правильно выбрана легенда, которая легла в основу сюжета. Аблай-хан, воспитанный мудрецом Толе би, объединил враждующих между собой казахов и освободил Туркестан от джунгарских завоевателей. Казахи – мудрый и сильный народ. Наличие в фильме американских актеров должно было показать значимость фильма в мировом прокате. Ну, или хотя бы привлечь зрителя в кинозал. В фильме полно красивых кадров: бескрайняя степь, великолепные кони, белоснежные верблюды. Чтобы окончательно уверить заказчика и зрителя в качестве продукта, продолжительность картины довели до двух часов. Хорошего фильма должно быть много. 
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Стараясь вместить в фильм как можно больше, создатели лишили его выразительности. Сражения были непродолжительные, немногочисленные и ненастоящие. Кто поверит, что джунгары ходили на решающие битвы численностью чуть больше сотни? Если решили сэкономить на массовке, могли бы пригласить художников. Не пригласили. Любовная линия также выведена в экономном режиме. Диалоги главного героя и его возлюбленной начались и остановились на уровне слов: «Почему ты смотришь на меня? А ты на меня почему смотришь?». На Вильяма нашего, Шекспира, даже и не думали замахиваться. Азиатская страсть осталась далеко за кадром. Историческая ценность фильма также сомнительна. Если зрителю несколько раз повторяют, что предназначение Аблая объединить народы, то могли бы хоть один раз показать, как он это делает. В переговорах молодой герой не участвует, предпочитая играть в казахский футбол. Подоспевшая поддержка дружественных ханов, которая решила исход финальной битвы, кажется чудом. Вообще, уместно ли называть эти исторические события «освободительной войной»? В те времена казахи жили набегами и оставались такими же завоевателями, как джунгары. Только слабее. Предназначение Аблая – вернуть власть казахам над данным географическим ареалом. Вернуть былое могущество. Причем, спорное могущество, ибо не уверена, что Аттила и Чингисхан были казахскими вождями. Или гунны и монголы были на самом деле казахи? И вообще, почему фильм называется «Кочевник»? Главный герой весь фильм просидел в родном городе. И правильно. Младенцем он едва не погиб от рук врагов, когда его мать, непонятно зачем, почти в одиночестве, возила его по степи. Стоило взрослому Аблаю в одиночестве прокатиться до старого дерева «раздумий», его тут же похитили коварные джунгары. Неудачный какой-то кочевник… 
А вообще, самым спорным составляющим фильма остается актерский состав. Неужели в огромном Казахстане не нашлось ярких актеров, способных сыграть в национальном кино? Меланхоличный Куно Бекер больше походит на своего соотечественника и современника Джастина Тимберлейка, чем на вождя дикого народа. Выведенный во всю ширину рекламных постеров, Марк Дакаскос сыграл короткую второстепенную роль. А казахских актеров подбирали, видимо, под мировые стандарты. Лицо возлюбленной Аблая понравится и казаху, и русскому, и американцу. Но очарование прекрасной Гаухар вдруг превращается в подростковую угловатость, как только героиня начинает говорить. А вся воинская сущность девушки-воина сводится к глупому побегу, который быстро заканчивается в гареме врага. Даже романтично как-то… Так же, как караван в долгой, долгой степи, нетороплив ход повествования. Ты уже знаешь, что произойдет дальше. Но, пока это случится, пройдут очередные полчаса просмотра. Скучно. Где этот азиатский напор, темперамент, неожиданность? Опять же, за кадром. Когда хочется и нашим и вашим, получается ни то, ни се. Резюме. Минусы: невыразительность, невразумительность, претенциозность. Плюсы: красота озаренной солнцем степи …. и попытка возродить свое кино. Ведь пока мы рисуем древнерусские мультики, Казахфильм пытается сделать нечто серьезное. Удачи ему! 
|
|