|
«Живой»
Режиссер - постановщик: Александр Велединский Продюсер: Сергей Члиянц Авторы Сценария: Игорь Порублев при участии Александра Велединского Оператор: Павел Игнатов Композитор: Алексей П. Зубарев Саундтрек: Группа «Сплин», Гарик Сукачев, «Гражданская оборона», Виктор Цой. В ролях: Андрей Чадов, Максим Лагашкин, Владимир Епифанцев, Алексей Чадов, Александр Робак, Виктория Смирнова, Ольга Арнтгольц, Алексей Горбунов, Виктор Раков. Статью прислал Затирка Александр. 
На мой взгляд в последнее время не так часто снимаются фильмы, интересные как и продвинутым киноманам, которых палкой не загонишь на фильм если в его аннотации нету слова артхаус, так и неискушенной публике, которая в гробу видала этот самый артахаус и ей подавай простой, без зауми, обязательно зрелищный продукт. Но вышедший на киноэкраны отечественный (что очень отрадно) фильм «Живой», режиссера Александра Велединского, должен понравиться и тем и другим. Это как раз удачный пример симбиоза блокбастера и авторского кино. Сам режиссер не загоняет свое творение в какие-то четкие рамки и определяет фильм как «мистическая трагикомедия, оптимистическая трагедия, фильм-путешествие» или попросту как «фильм-сон». Пускай многих, кому чеченская тематика кажется заезженной или не нравятся фильмы про войну, это не пугает, в картине нет как таковых батальных боевых сцен (это не «9-я рота»), да и войны как таковой тоже. Картина если можно так выразится «послевоенная», о том как повлияла война на ее рядовых участников. И чтобы это не было банальным взглядом на «чеченский синдром» преподнесена посредством оригинального сценария. 
Кир (Андрей Чадов), потерявший ногу в Чечне возвращается домой. Дома, в небольшом провинциальном городке на Дону, у него осталась мать и невеста (для того чтобы заработать на свадьбу, он остался воевать контрактником по окончании основного срока). По пути домой, его сбивает машина, после чего он начинает видеть двух своих погибших друзей Никича (Максим Лагашкин) и Игоря (Владимир Епифанцев), души которых заканчивают свои сорокадневные скитания. Сценаристам фильма удалось показать такой не простой замысел в необычном ключе, в картине множество смешных моментов касающихся в основном похождения призраков Никича и Игоря в реальном мире. Юмор как и напрямую звучит в репликах все тех же призраков, например когда Игорь в каком-то принципиальном заявлении произносит фразу: «Только через мой труп!», так и в сюжетных ходах: кроме Кира призраков еще видят пьяные, дети и музыканты. При этом не стоит думать, юмор такую казалось бы не смешной теме как «Чечня», авторы опошляют. Отнюдь, нет ни доли намека на цинизм. А некоторые моменты наоборот производят эффект еще сильнее за счет совмещения таких, вроде полярных вещей. Фильм, начав без какой-либо двусмысленности, очень удачно, вводит в действие погибших сослуживцев Кира, а ближе к концу, появляется новый персонаж - Священник Сергей, сыграенный братом Андрея Чадова Алексеем, и фильм переходит в от драмы больше в мистическую сторону и становится похож своей загадочностью, на фильмы Дэвида Линча. Ближе к финалу фильм меняет прямолинейное повествовании и получает хоть открытую, за то вполне логичную концовку. Картина, кстати получила приз им. Г. Горина «За лучший сценарий» на 17-м кинофестиваля «Кинотавр». 
Главную роль в фильме исполняет Андрей Чадов, снявшийся у Велединского в его предыдущей картине «Русское» в роли молодого Эдички Лимонова. Кроме него в фильме играет его более известный брат Алексей, который, помимо обоих «Дозоров», так же снялся в картине про Чечню «Война». Актерская играя несомненно на очень высоком уровне. Братьям Чадовым, как и Владимиру Епифанцеву с Максимом Лагошкиным, играющим призраков веришь без оглядки, они играют абсолютно не натужно, без какого-либо напускного пафоса, свойственного подобным фильмам. Саундтрек к фильму составлен из произведений отечественных рок-музыкантов: тут есть и Гарик Сукачев, и «Гражданская оборона» Егора Летова, и Виктор Цой и «Сплин», чья песня уже как минимум второй раз становится удачным саундтреком к фильму про чеченскую войну. Предыдущая песня Сашы Васильева была главной темой фильма «Война» Алексея Балабанова. А в этом фильме очень к месту оказалась песня Васильева «Романс», под нее как раз происходит расставание Кира с призраками друзей на концерте «Сплина». Да и остальные песни, что весьма органично вплетаются в сюжетную линию и музыкой, как с песней «Кино», так и стихами, как с песней Егора Летова «Про дурчка». Из которой вырезан последний куплет, Велединский хотел его оставить, но не нашел места, а там есть очень важные строчки: «Светило солнышко и ночью, и днем, не бывает атеистов в окопах под огнем». 
|
|