|
«Башни близнецы» («World Trade
Center») США, 2006
Режиссер: Оливер Стоун Сценарий: Андреа
Берлофф, Джон Маклухлин, Донна Маклухлин и др. Продюсер: Мориц Борман, Чантал
Фегали, Норман Голайтли и др. Оператор: Симус МакГарви Композитор: Крэйг
Армстронг Жанр: драма Продолжительность: 2 часа 08 мин. В главных
ролях: Николас Кейдж, Майкл Пена, Мэгги Джилленхал, Мария Белло и др.

Это фильм про людей. Не политиков, не
террористов, про обычных людей, для которых одно прекрасное утро обернулось
ужасной трагедией. Все так, но невозможно заставить замолчать противный
внутренний голос, который постоянно твердит: «Ну конечно, это же
американцы!». Скажите, вы пошли бы на российский фильм «Дети
Беслана»? Вам не кажется кощунственной мысль, что боль, страдание и горе можно
измерить километрами кинопленки? Задавать такие вопросы и сомневаться -
это наш менталитет. А вот американцы должны были, обязаны были создать фильм о
своей национальной трагедии. Любое значимое событие, хорошее или плохое, –
повод для гордости, который должен стать достоянием общественности. Это их
менталитет. И политический расчет. Не только всеобщая радость объединяет людей,
нация становится сплоченной перед лицом опасности. Сложно снимать фильмы о недавних трагедиях.
Фальшь, неточность могут погубить картину и режиссера, ее снимавшего.
Чтобы создать идеальный фильм, который понравится всем, нужна смелость,
беспристрастность и талант. Оливер Стоун нашел в себе указанные качества и
выступил режиссером «World Trade Center». 
Выбор исполнителей главных ролей - задача не
менее ответственная. Всех актеров можно условно разделить на две группы. Примеры
первой: Аль Пачино, Дастин Хоффман, Джон Траволта. Эти личности способны
поразить ваше воображение силой игры настолько, что вы будете помнить не фильм,
а актера. Примеры второй категории: Харрисон Форд, Дэвид Духовны и Николас
Кейдж. От них не дождаться энергетики, способной зарядить зал. Напротив, они
собирают эмоции у зрителя, вызывая сопереживание, сочувствие или жалость к
своему герою. Нельзя назвать таких актеров плохими, так же, как нельзя назвать
некрасивыми манекенщиц. У них единая задача: нести свою долю очарования, не
пытаясь затмить творение режиссера или кутюрье. Известные актеры привлекают внимание публики,
но зрительские симпатии способны сместить акценты в фильме. А неизвестные актеры
могут оставить фильм «безликим». Поэтому была выбрана золотая середина. Главную
роль в фильме играет актер «второй категории» с мировой известностью Николас
Кейдж (Джон МакЛафлин). Остальных персонажей играют актеры, не так хорошо
известные в мире, но пользующиеся популярностью на родине: Мария Бело – Донна
МакЛафлин, Майкл Пена - Уилл Химено, Мэгги Джилленхалл – Элисон Химено. В основе сюжета лежит достоверная история
спасения двух полицейских, сержанта МакЛафлина и рядового Химено. Сержант с
отрядом добровольцев готовится к эвакуации пострадавших из первой разрушенной
башни. Когда они спускаются в подземный торговый центр, еще один самолет
врезается во вторую башню. Из всего отряда выживают только двое, но они
оказываются глубоко под завалами. В фильме приводятся цифры пострадавших,
убитых, спасенных. Наши герои оказываются в числе двадцати счастливцев, которых
живыми вытащили из-под завалов. 
Фильм не призывает к отмщению, не возбуждает
военный патриотизм. Без указания причины, с одним лишь намеком на следствие,
Оливер Стоун дает зрителю возможность взглянуть на крушение «World Trade Center»
глазами очевидцев, оставляя в кадре обычных людей и их чувства:
переживание за жизнь близких, безысходность ожидания, боль утраты, слезы
отчаяния и непонимание жестокости, которая разрушила их мир. «Не знаю, поняли вы
или нет, но нас втянули в войну», - единственные слова о предстоящем ответном
шаге, которые были произнесены одним из второстепенных персонажей. Этот персонаж
выразил общее для создателей фильма сожаление по поводу неизбежности продолжения
конфликта. Политики, военные могут выиграть или проиграть, но страдать от войны
вынуждены обычные люди. И никакая победа не сможет вернуть погибших. А начинается фильм очень жизнерадостно. Ранним
утром люди спешат на работу. Они слушают любимое радио, общаются, шутят.
Возможно, вы помните советские фильмы, когда показывали жизнь накануне
«вероломного нападения»? Та же атмосфера безмятежности и веры в прекрасное
будущее царит в начальных кадрах. Все рушится в одну секунду.
Растерянность и непонимание охватывает людей. С этого момента перестаешь
воспринимать героев фильма «этими американцами», появляется чувство
сопричастности. Практически весь фильм главные герои лежат под
обломками. Сложно сыграть яркую роль, лежа под камнем, со ртом, набитым песком.
Чтобы полнее раскрыть характер каждого, режиссер показывает семьи МакЛафин и
Химено. Семейные радости и проблемы, такие знакомые и понятные каждому, сближают
зрителя с героями фильма. Сложно остаться равнодушным к беременной и нервной
Элисон, невозможно не восхититься выдержкой и силой Мэгги. Именно семья дает
силы каждому герою выжить. Кто может не согласиться с таким утверждением? 
Возможно только эпизоды из жизни «наземной»
спасают зрителя от утомительного пребывания в «подземной» жизни двух
несчастных. Чтобы придать фильму большую достоверность и жизненность, Стоун
жертвует живостью повествования. После стремительного начала: прекрасное утро
обрывается взрывами, главные герои спешат на помощь и попадают в каменную
ловушку, действие фильма резко замедляет ход. Зрителя знакомят с родственниками,
затем показывают заваленных героев, снова родственники, опять герои. Спасение
потерпевших уже становится вопросом времени, и зритель невольно начинает
смотреть на часы. Это единственный недостаток фильма. Декорации или рисунки, изображающие развалины
«близнецов», выполнены на высоком уровне и правдоподобно передают атмосферу
разрухи. Взрывы и прочие элементы экшена сделаны с размахом и вполне заменяют
документальные съемки реального крушения. Бюджет в 65 миллионов долларов
позволил развернуться талантам режиссера, актеров и всей съемочной группе. Резюме. Заслуживающая внимания героическая, жизненная мелодрама на фоне событий 11 сентября. 
|
|