|
«Черная орхидея» («Black Dahlia, The»)
Германия, США, 2006 Режиссер: Брайан Де Пальма Сценарий: Джош
Фридман, Джеймс Эллрой Продюсер: Руди Коэн Оператор: Вилмос
Зигмунд Композитор: Марк Ишам Жанр: детектив/ триллер/
драма Продолжительность: 2 часа. В главных ролях: Джош
Хартнетт, Скарлетт Йоханссон, Хилари Суонк и др.

Вы готовы погрузиться в атмосферу далеких сороковых годов послевоенной Америки, увидеть по настоящему опасных мужчин и роковых женщин, окутанных призрачными клубами тайн и сигаретного дыма? Вы готовы забыть о попкорне и отдаться фантазии Джеймса Эллроя, чей роман перевел на язык кинематографа Брайан Де Пальма, сохранив очарование порочного Плезантвиля? Тогда вы именно тот зритель, для которого был создан фильм «Черная орхидея». В 1947 г. в Лос-Анджелесе произошло убийство
молодой девушки. Чтобы не шокировать общественность, полиция скрыла фотографии
изуродованного тела от журналистов. Из всех легенд фабрики грез писатель выбрал,
пожалуй, самую неприглядную, жестокую и таинственную. Преступление не было
раскрыто, и Эллрой придумал свою версию произошедшего: кто, зачем и как убил
несчастную. Элизабет Шорт (Миа Киршнер) – молодая девушка,
которая мечтает стать актрисой. Случайные знакомства и нужда в деньгах приводят
«черную орхидею» в мир эротических фильмов. Конец сомнительной карьеры и жизни
актрисы наступает очень быстро. В отличие от современников тех событий,
кинозрители получили возможность увидеть разрезанное лицо несчастной,
разрубленное пополам тело и прочие страсти. Хотя, на мой взгляд, подобные сцены
лишены атмосферы мерзости, от которой хочется прикрыть глаза или выбежать из
зала. В кадре упрямо видится резиновая кукла, над которой колдовал не маньяк, а
профессиональный художник. 
Расследование убийства поручается двум молодым
детективам Ли Блэнчерду (Аарон Экхарт) и Бакки Блайкерту (Джош Хартнетт). Однако
это дело лишь одно из звеньев цепочки событий. Детективы загружены другими
расследованиями, успевают почти профессионально заниматься боксом, выясняют
дружеские и любовные взаимоотношения. В фильме широко освещены моральные, социальные
и политические проблемы (продажность стражей закона, драки на улицах
города, выслуга полицейских перед публикой, причуды богатых). Недвусмысленно
выражено отношение к Голливуду: деревня с «богопротивной надписью на горе»
начала гнить с самого начала строительства. Именно фабрика грез убивает
невинную девушку руками извращенного в своей жестокости маньяка. Автор романа, Джеймс Эллрой, активно участвовал
в написании сценария фильма. Слишком много захотелось сказать с большого экрана
писателю. Боясь упустить оригинальность, он не пожелал расстаться с интересными
второстепенными персонажами (отец Бакки, младшая Линскотт), слишком много
внимания уделил эпизодам (бокс, личная жизнь главного героя). И все же, несмотря
на явную перегруженность сюжета, фильм смотрится на одном дыхании. В этом вижу
заслугу режиссера, который всеми средствами старался оживить кадр. Привлекает внимание стилистика сороковых годов,
которая достигается внешним видом актеров (костюмы, прически и прочие
мелочи), декорациями и поведением героев. Словно в противовес современной
пропаганде спорта и здоровья, персонажи фильма постоянно красиво закуривают и
пускают дым в глаза друг другу. Иногда возникает ощущение, будто смотришь
черно-белый фильм, настолько глубоко погружаешься в атмосферу того времени. Брайан де Пальма применил опыт создания прошлых
фильмов и попытался соединить в «Орхидее…» увлекательность «Невыполнимой
миссии…» и гангстерский дух «Путь Карлито». В некоторой мере, ему это удалось.
Но «Черная орхидея» - не развлекательное кино, а Джош Харнетт не Аль Пачино. Сдержанный, немногословный Харнетт вызывает
симпатии зрителей верой в людей и обостренным чувством справедливости. Но из
пары боксеров «Лед и Огонь» действительно «зажигает» Ли Бленчерд. Аарон Эксхарт
не только волевым подбородком подтверждает силу характера своего образа опасного
полицейского. Ярким персонажем, безусловно, также является Рамона Линскотт
(Фиона Шоу). Кривляние, страстность и неуравновешенность Рамоны отпугивают
и восхищают одновременно. Хилари Суонк (в фильме Мэдлин Линскотт) старательно
играет роковую женщину. Но безукоризненной красоты, внутренней силы и скрытого
коварства, которые заставляют мужчин терять голову, я в ней не увидела.
Нелогичен и неправдоподобен образ Кэй Лэйк (Скарлетт Йохансонн). Уверенная в
себе, утонченная, умная и потрясающе красивая в начале фильма, Кэй внезапно
превращается в испуганную растерянную домохозяйку. Трогательными выглядят
эпизоды с кинопробами Элизабет Шорт. Но маска испуганной жертвы в эротических
эпизодах – это перебор в попытках вызвать жалость у зрителей к несчастной жертве
голливудской мечты. 
Герои фильма не лишены юмора. Грубые шутки
американских комедий, которые заставляют зал хохотать во все горло, здесь
неуместны. Обойдусь без цитат, ибо слушать и видеть бывает гораздо интереснее,
чем читать. Но юмор не делает светлее темную сторону жизни, которую так долго и
убедительно показывают зрителю. Несмотря на то, что главный герой находит
убийцу, получает любимую девушку, дом и кучу денег в придачу, назвать конец
фильма хеппи-эндом язык не повернется. Боль от потери друга, опустошенность от
первого в своей жизни убийства, разочарование в справедливости и огромная
усталость от жизни, вот что получает победитель в этом фильме. Резюме. Фильм мог бы стать классикой криминальной драмы, но запутанность сюжета и образов героев переводят «Черную орхидею» в разряд фильмов «под настроение». Обычному зрителю быстро наскучит разбираться в обилии деталей, персонажей и скрытых мотивов. Рискните посмотреть хотя бы один раз этот фильм, чтобы проникнуться очарованием старомодной Америки и испытать на себе силу таланта режиссера, которая оставляет зрителя в напряжении до самого конца. 
|
|