|
Хроники обыкновенного безумия / «Pibehy obycejneho silenstvi» (2005). Чехия
Режиссер: Петр Зеленка В ролях: Иван Троян, Сюзанна Сулаева, Сюзанна
Статью прислал Затирка Александр 
Сюжет фильма нету смысла пересказывать, по той простой причине что его как такового и нет. Точнее будет сказать что нет внятной сюжетной линии. Краткий синопсис фильма гласит, что этот фильм о том как «главный герой пытается вернуть себе любимую». Но не стоит в полной мере определять свои ожидания от картины по этим словам, по тому как такое описание дано прокатчиками лишь для простоты позиционирования фильма и определяет ее в банальную категорию «романтических комедий» (фильм же заслуживает большего). Попытка вернуть возлюбленную в фильме конечно существует, но это не является основной сюжетной линией, помимо нее можно насчитать как минимум еще три равноправных по важности истории. На самом же деле фильм представляет из себя калейдоскоп комичных и трогательных эпизодов. В каждом из этих эпизодов у героев фильма дают о себе знать «тараканы», те маленькие существа, что проживают у всех нас в голове (автор этих строк убежден, что абсолютно у всех, просто некоторые об этом либо не знают, либо не хотят в это верить) и заставляют совершать различные, кажущиеся со стороны полным абсурдом поступки. Несмотря на озвученную мною бессмысленность в пересказе синопсиса, все же попытаюсь изложить происходящее на экране. Что бы хоть как-то понять что же в фильме происходит посмотрите на персонажей фильма и их творимый ими тихий абсурд. 
Главный герой Петр, разжалованный из авиадиспетчеров до грузчика в аэропорту лузер, он бесконечно мил в своих поступках будь-то многокилометровый переезд к своей возлюбленной на тихоходном электрокаре или его побочная «халтура»: по просьбе странноватых соседей он смотрит на них пока те занимаются любовью, или взять матрас Петра, который на ночь приходится связывать, а то он имеет обыкновение нападать на своего хозяина. Родители Петра тоже еще те чудики. Отец, в прошлом диктор на чешском радио, голос которого знала вся страна, потихоньку увядает и не смотря на преклонный возраст и темперамент решает встряхнуться и ввязывается в любовную авантюру с подругой-скульптором (с которой его абсолютно случайно познакомила супруга), сигает с парашютом, и участвует в арт-хеппенингах, где декламирует, запомнившиеся ему на всю жизнь программы передач про успехи чешской компартии. Мать Петра эдакая Мать Тереза – ни дня не может прожить без программ новостей из которых она узнает в какой точке мира случилась беда и куда стоит выслать гуманитарную помощь. Шеф главного героя когда-то пытался пересечь границу в качестве содержимого посылки, а сейчас примеряет на манекен различную одежду своей жены, и ведет список вещей которыми в него кидалась супруга за 23 года совместной жизни, список надо сказать солидный, в нем присутствует даже стол для настольного тенниса. Все это безумство подано с неподдельной искренностью и естественностью. Во многом этому способствует актерский ансамбль: каждый актер законченный типаж. Взять хотя бы главного героя, на которого лишь только глянешь, сразу вырисовывается картина обаятельного неудачника, которому непременно симпатизируешь. Да и все остальные актеры на своих местах. Зеленка при кастинге пошел на небольшой эксперимент, который ему удался: в фильме заняты как звезды чешского кино, так и новички. В частности 55-летний Мирослав Кробот играющий отца Петра - непрофессиноальный актер, тем не менее он был назван чешской кинокритикой «открытием года». Многих в этом фильме отпугивает страна его производства – Чехия, сразу же возникают ассоциации с европейским кино, на самом деле очень хорошим, но весьма специфичным и обладающим своим несколько замедленным внутренним ритмом (который не каждому по душе), заметно отличающимся от более живой американской манеры съемок. Но не стоит пугаться, это абсолютно не арт-хаусный продукт, фильм смотрится на одном дыхании, по тому как короткие эпизоды наполнены постоянным действием, и каждый практически является законченным анекдотом. Недаром, Петр Зеленка являющийся так же театральным режиссером, первоначально по сценарию «Хроник…» поставил спекталь-ситком, который с успехом шел на пражских сценах. Да и упомянутые американцы, предпочитающие в большинстве своем зрелищную продукцию, признали картину самой яркой из снятых в посткоммунистической Чехии. На фестивале в Москве в прошлом году жюри кинокритиков признало картину лучшей. Фильм, на снятый безо всяких ухищрений и спецэффектов способен своей простотой поднять настроение. Хочется верить что фильм найдет своего зрителя, доставит многим удовольствие. Небольшое подтверждение этому есть: когда пошли финальные титры зал зааплодировал. 
|
|