|
«Граффити» Россия,
2006
Режиссер: Игорь Апасян Сценарий: Игорь
Апасян Оператор: Радик Аскаров Жанр: драма, комедия Продолжительность:
1 час 40 мин. В главных ролях: Лариса Гузеева, Александр Ильин, Виктор
Перевалов, Андрей Новиков, Сергей Потапов и др.

Так же, как за графикой райтеров скрывается стена обычного
бетонного забора, за интригующим названием фильма «Граффити» скрывается история
пусть необычная, но абсолютно далекая от искусства владения волшебными
баллончиками с краской. Лишь в начале фильма зритель оказывается в
заброшенных ограждениях подземки, краем глаза успевает разглядеть настенные
рисунки и неровную подпись «Delphin». Главный герой Андрей Драгунов (Андрей
Новиков), художник-дипломник, сорняк общества, по определению декана, или самый
прикольный дельфин, по определению самого Андрея, увлекается «экстремальным
граффити». Смысл экстрима прост: нагло рисуй в неположенном месте и быстро
убегай от преследователей, иначе получишь подбитый глаз, подвернутую ногу и
облом с поездкой в Италию. Возможно, вы сумеете подсказать, почему побитым студентам запрещается выезд на преддипломную практику за границу. Но пока эта мелкая условность позволяет повернуть ход сюжета из «города-геморроя» Москва (цитата) в нужное автору место, дивную по красоте природы «Мухосрань» (опять
же цитата). Вместо пасторальной натуры для дипломной работы Андрей находит в селе «Промежуточное» случайную халтуру и случайных друзей. А зритель после стремительного и даже увлекательного начала получает вязкое действо о деревенской жизни. Будто вырвавшись из тесных улиц Москвы, сюжет разливается на просторах полесья и теряется среди провинциального своеобразия. Сам Андрей со своими проблемами и желаниями уходит на второй план, выпуская на первый – любовную линию поломанного войной и жизнью ассенизатора Митяя (Сергей Потапов) и деревенской сумасшедшей Марии (Лариса Гузеева). А безусловной звездой экрана становится вечно пьяный местный философ Еклизестр, сын крестьянки и двух рабочих (цитата), для друзей
просто Клизя (Виктор Перевалов).

Оригинальные и, безусловно, мудрые высказывания Клизи веселят зрителей и не дают упасть духом посреди всей этой разножопицы (цитата). В целом, текстовка фильма
вызывает уважение смелыми и зачастую смешными фразами, многие из которых из
чисто эстетических соображений не представляется возможным процитировать, к
сожалению. Впрочем, цитат в статье достаточно, чтобы выразить общий стиль
диалогов. В этом фильме мат не «неприличная брань», а дополнительный
литературный прием, необходимый для точной, образной и яркой передачи мыслей
одного человека другому. Как и в жизни, не правда ли? По сюжету, Андрею необходимо разрисовать одну
из стен местного клуба: на фоне природы изобразить лучших людей села. Единожды
уступив просьбе и вставив в рисунок памятную фотографию фронтовика, Андрей
получает все новые и новые карточки погибших сыновей, отцов и братьев местных
жителей. Художнику удается найти выход из сложной ситуации и создать
картину, которая «торкнула» всех. Или почти всех. Конечно, суть не в художественной ценности
настенной картины, а в великом смысле для местных жителей, которые увековечили
память о сложивших головы родных и близких. Но от крутого Дельфина ожидалось
нечто совершенно потрясающее, а не простой перенос изображения с фотографий на
стену. Нечто большего ожидалось и от завершения
истории. Автор сумел показать, как близко друг от друга находятся жизнь и
смерть, смех и горе, красота и уродство, мудрость и сумасшествие. Но ведь
хочется еще и хеппи-энда, чтобы сорняк Андрей приехал в Москву и показал «старым
пердунам» (цитата) и всем остальным сомневающимся, что он самый распрекрасный
художник на свете. Недосказанность и незавершенность оставляют смутное ощущение
после просмотра фильма. Хотя зачастую так и бывает в жизни, не правда
ли?

Этими словами можно было бы и закончить статью, но нельзя
удержаться от нескольких слов в адрес актеров. Игра Виктора Перевалова (Клизя)
никого не оставляет равнодушным. Дело не столько в метких фразах
философа-алкоголика, сколько в воплощении в его образе черт Паниковского,
обращенного к добру и бутылке. Так уж показалось. Жуткий снаружи и добрый внутри
ассенизатор Митяй, прекрасная сумасшедшая Мария, даже откинувшийся с зоны
губернатор, все образы яркие и выразительные. За исключением главного
героя, который был вынужден уйти в тень, оставив зрителю выслушивать свои
короткие реплики, наблюдать за быстротечным деревенским романом и любоваться
мечтательными глазами свободного художника. Резюме. Ах, если бы я была режиссером фильма, я
бы… - вырезала несколько эпизодов общей продолжительностью минут тридцать,
чтобы подсократить растянутую середину фильма; - заставила главного героя
создать шедевр на стене и холсте, дабы преддипломная практика не прошла
даром; - заставила главного героя разрисовать остальные стены клуба в самой
абстрактной и крутой манере граффити, сильнее развила любовную
тему… Наверное, очень хорошо, что я не режиссер! До встречи в кинотеатре!

|
|