|
"Жара" Россия, 2006
год.
Жанр: комедия Режиссёр: Резо
Гигиниешвили В ролях: Артур Смольянинов, Алексей Чадов, Константин Крюков,
Тимати, Анастасия Кочеткова, Агния Дитковските, Дэни
Дадаев Продолжительность: 1 час 45 минут Одно то, что рекламная афиша к
фильму демонстрировала нам всех героев Девятой роты вместе с Бондарчуком, как
одним из создателей навевала мысль о том, что проект "Жара" несёт чисто
коммерческую цель. Вот-де ваша любимая "Девятая рота", купите билетик, мы окупим
кино, и все будут рады. Такое, к сожалению, случается сплошь и рядом –
раскрученный фильм, дотошная реклама и в итоге заурядная (это ещё в лучшем
случае) муть. К счастию, тревожные домысли оказались лишь тревожными домыслами,
потому как фильм вышел на славу.

В основе сюжета встреча четырёх школьных
друзей. Артур, Лёха, Костик и Тим решили повидаться впервые после последнего
звонка по поводу возвращения Лёхи из армии. Имена героев, между прочим, такие
же, как и у играющих их актёров. И вправду, зачем лезть в далёкий карман, когда
ребятам куда проще звать друг друга настоящими именами, словно собрались четыре
актёра (точнее, три актёра и один рэпер). Оказывается, что один стал
рэп-исполнителем (не повернётся мой язык назвать рэпера певцом), другой подался
в актёры, третий живёт за кругленький папин счёт, ну а четвёртый только вернулся
с флота. Прошло всего-то лет, а раскидало друзей по разным весям жизни. Что очень характерно, все герои ищут себя в разных ипостасях, чем показывают зрителям разные категории ценностей. Герои очень разные, объединяет их дружба и святость понятия "свои". По-разному, конечно, можно относиться к таким неопределённым категориям. Для героев "свой" это тот, с кем ты вырос, для гонявшихся за Тимати скинхедов "свой" это русский (и белый притом), и ничто их всех не изменит. Однако ценности школьной дружбы ясны всем и всеми же поддерживаются, так что картина встречи старых школьных товарищей выглядит очень приятно и греет душу каждому.

А круговерть событий началась с того момента, когда в кафе отказались принимать доллары и Тим, надев куртку Костика, пошёл менять деньги. Тима встретили скины, и он побежал. Прошло время, теперь в обменный пункт направился Артур. Тот забрёл на съёмочную площадку Бондарчука, а потом попал в совершенно комичную историю (чертовски забавный эпизод). Третьим направился Лёха и встретил свою любовь. А пока Костик несколько часов томился за столиком в ожидании друзей, у него спёрли телефон, остальные необходимые предметы остались в куртке, в которой пропал Тим. В итоге Костика приняла милиция. Там, в камере, встречаются все четверо, и судьба каждого хоть чуточку, но изменилась за этот жаркий московский день. Герои встречают одних и тех же людей, что вовсе не кажется дурацким способом связать сюжет. Всё связано настолько гибко и гармонично, что ворох совпадений кажется неким волшебством, показанным кино. В "Жаре" есть немало комедийных элементов. Даже в комедиях (особенно современных) столько не смеются. Но причислить "Жару" к комедиям, означало бы упростить и даже обесценить сам фильм. Здесь вовсе не в юморе дело, а совсем в другом – фильм создаёт потрясающую атмосферу доброты и тепла (и вовсе не атмосферного). А это, кстати, уже огромный шаг к призам и наградам. Эти самые столь желанные статуэтки отчего-то постоянно достаются драмам с нехорошим финалом, несущим в себе тёмную сторону нашей жизни. В едва минувшем году "Изображая жертву" получила приз в Европе, годом раньше "Возвращение", а эти, несомненно отличные, фильмы отягощают атмосферу, и уже кажется, будто не 214 кило воздуха давит на тебя, а гораздо больше. Но есть и обратное искусство, искусство снимать лишний вес с плеч, как это делает "Жара", разве это не достойно большего? При том не только юмор и атмосферу присущи картине, оно и необходимые претенциозному фильму вопросы ценностей. Собственно, эти вопросы и есть большая заслуга "Жары". К великому сожалению кино сейчас такое, лишь бы зритель ходил в кинотеатр, и никакие культурные проблемы никого не касаются. На этом российском безрыбье "Жара" кажется фильмом достойным всех российских наград.

Искренне радует, что хоть кто-то, наконец, обратил
внимание на дурную современную культуру, веющую скверным запахом пасущихся стад.
В "Жаре" есть очень показательный момент беседы героев, малюсенький отрывок
которой я не могу не привести. Дословность, разумеется, отсутствует. Тимати что-то сказал на своём жаргоне, в его речи, вообще, сплошные арготизмы. Артур (тот который актёр) реагирует на это: - Ты себя слышишь? - А что?! - Говоришь как негр. Чуть позже, после пары фраз. Артур Тимати: - На тебя же глаза смотрят! Ты артист, врачеватель душ! Люди ждут, что ты что-то умное скажешь, а ты прыгаешь, как обезьяна! Очень приятно видеть на экране типажи героев, не соответствующие стереотипам современной молодёжной культуры. Притом порой острые на словцо. Ну, а над сокрытыми смыслом
нарисованы пересекающиеся истории четырёх героев, английского туриста,
девушки-фотографа и несостоявшегося Остапа. И всё под палящим московским солнцем
и в сопровождении идеально соответствующей музыки. Одно слово: великолепно! Притом, скажу напоследок, доступно ВСЕМ!

|
|